Российский предприниматель узбекского происхождения, основатель и президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК), контролирует 40% рынка меди в России.
Основные активы
ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" (50%), ООО "Издательский дом Родионова" (25%), вместе с партнером Андреем Бокаревым владеет 13% акций в крупном железнодорожном перевозчике нефтепродуктов – ООО "Трансойл" (приобретены у Геннадия Тимченко). Махмудов владеет 17,5% акций ООО "Аэроэкспресс", занимающегося перевозками пассажиров между Москвой и ближайшими аэропортами; "Кузбассразрезуголь" (60%), "Трансгрупп" (33%).
Владеет акциями (22%) холдинговой компании ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ), занимающейся производством подвижного состава для железных дорог и метрополитенов в России. В 2012г. "Трансмашхолдинг" приобрела 75% доли в дочерней компании ОАО "Российские железные дороги" - "Желдорреммаш".
По состоянию на 2013 год занимал 15-е место в рейтинге самых богатых россиян по версии Forbes, располагая капиталом в $8,7 млрд.
В апреле 2014г. структуры УГМК консолидировали 100% ресторанного холдинга Food Service Capital, в который входят компании "Арпиком", "Единая сеть питания" (ЕСП). Махмудов и его партнер Андрей Бокарев – собственники ООО "Московская пассажирская компания". УГМК является владельцем контрольного пакета акций авиакомпании Kunovice Aircraft Industries. Бизнесмен также интересуется инвестициями в космическую отрасль. Наконец, предприниматель владеет контрольным пакетом акций ФК ЦСКА. Партнеры: Андрей Козицын (вместе скупали акций предприятий, ставших основой УГМК), Сергей Глинка, Максим Ликсутов, Андрей Бокарев.
Биография
Искандар Махмудов родился 5 декабря 1963 года в г.Бухаре Узбекской ССР. Окончил факультет восточных языков Ташкентского государственного университета по специальности "военный переводчик со знанием арабского языка", работал в Ливии и Ираке, в годы Перестройки трудился в "Узбекинторге". Познакомился с известными ташкентскими "цеховиками" Львом и Михаилом Черными, затем переехал в Москву, где начал сотрудничать в "алюминиевом бизнесе" с братьями Черными.
1991-1994гг. – замдиректора по маркетингу акционерного общества "Алис".
1994-1998гг. – работал в промышленно-финансовой компании "Мета Сервис", службе безопасности ООО "Медокс", гендиректор ведущего на Урале предприятия по добыче меди - "Гайский горно-обогатительный комбинат"; ООО "Группа "Сибирский алюминий".
С 1999г. – президент ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК). Компания создана при поддержке Михаила Черного, она включает семь крупных и множество мелких уральских заводов.
В 2004г. приобрел 25% ООО "Издательский дом Родионова" (журналы "Профиль", "Карьера" и др.)
В 2000-х годах Махмудов создал "Трансмашхолдинг" (производство железнодорожного транспорта). Предполагается, что успешность этого направления бизнеса была обусловлена связями братьев Черных с руководством министерства путей сообщения РФ в 1990-х и начале 2000-х годов, контролировавшего российские железные дороги. Сообщалось, что в 2000-х годах Махмудову удалось наладить хорошие отношения с главой РЖД Владимиром Якуниным.
В 2006 году Махмудов стал владельцем угольной шахты Hatfield вблизи города Донкастер (Южный Йоркшир, Великобритания).
Осенью того же 2006 года "УГМК-Холдинг" получил право управления активами ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" - одной из крупнейших угледобывающих компаний страны. После этого Махмудов также назывался прессой совладельцем крупнейшей в России компании в отрасли транспортного машиностроения - ЗАО "Трансмашхолдинг".
В 2008 году Махмудов и ресторатор Михаил Зельман как совладельцы (в равных долях) ресторанного ходдинга "Арпиком", созданного в 2003 году, учредили компанию "Единая сеть питания" (ЕСП), для создания сети фабрик-кухонь, поставляющих питание в поезда.
В октябре 2010 года Махмудов и Бокарев купили 25% акций ООО "Аэроэкспресс", компании, занимавшейся железнодорожными перевозками пассажиров к аэропортам и пригородными экспресс-перевозками. Еще 50% акций принадлежали ОАО РЖД, остальные 25 процентов - ООО "Дельта-Транс-Инвест".
В сентябре 2011 года "Московская пассажирская компания" (МПК), принадлежавшая "Аэроэкспрессу" и ЗАО "Интегрированные транспортные системы", выкупила блокпакет акций ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания". За 25% плюс одну акцию убыточной компании-оператора пассажирских перевозок по Москве и области был заплачен 21 миллион рублей. Источники "Коммерсанта" полагали, что покупка была необходима новым владельцам для того, чтобы "Трансмашхолдинг" получил заказы на электрички, потому что с 2012 года ОАО РЖД прекращало их закупать.
В 2012-2013 годах в Лондоне прошли громкие судебные разбирательства Олега Дерипаски с Михаилом Черным и Романа Абрамовича с Борисом Березовским. На этих процессах звучало и имя Искандара Махмудова. В конце концов действующие российские олигархи Дерипаска и Абрамович предпочли пойти на мировую с опальными олигархами Черным и Березовским, которые в свое время были их "крестными отцами", чтобы избежать озвучки шокирующих мировую общественность исторических фактов об особенностях российского бизнеса 1990-х годов. Сообщается, что в числе посредников на этих переговорах был Махмудов.
В 2014 году компании "Трансмашхолдинга" победили в тендерах на поставку вагонов и ремонт подвижного состава Московского метрополитена на общую сумму более $7 млрд.
В 2015 году Forbes оценил состояние олигарха в $3,5 млрд. - 29 место в рейтинге "Богатейшие бизнесмены России".
Штрихи к портрету
За последние 10 лет направил на благотворительные цели более 1 млрд долл., в том числе медицинским клиникам, детским домам и на программы помощи ветеранам войн.
Женат вторым браком, тесно общается с сыном от первого брака.
Владеет узбекским, русским, арабским и английским языками.
Махмудов коллекционирует акул, увлекается дайвингом, имеет яхту Predator.
Слухи
Махмудов тесно сотрудничал с Олегом Дерипаской. В 1998-2000г. Махмудов был замгендиректора по развитию группы "Сибирский алюминий", тем временем Дерипаска являлся президентом промышленной группы "Сибирский алюминий".
В начале 2000-х гг., когда Алексей Мордашов публично объявил о намерении приобрести "Кузбассуголь", дала знать о себе его бывшая супруга, которая обвинила бизнесмена в том, что недоплатил алименты на своего сына. Мордашов предположил, что за скандалом мог стоять Махмудов, который также заинтересовался "Кузбассуглем". Сам Махмудов все обвинения отверг.
Скандальная история разразилась в 2000г. вокруг Качканарского ГОКа "Ванадий". Махмудов доверил управление своему другу детства Джалолу Хайдарову, который попытался стать собственником предприятия. Махмудов инициировал иск и явился на завод в сопровождении судебных приставов. Против бизнесмена вышла толпа рабочих и пенсионеров, которую в 20-градусный мороз разогнали водометами. После этого приставы вошли на предприятие, завод перешел в распоряжение Махмудова. Скандал освещали все мировые СМИ.
Спустя несколько дней Андрей Козицын по поручению Махмудова по аналогичной схеме захватил Нижнесадинский металлургический комбинат. Руководство предприятия заперли в служебном кабинете, вывезли бумаги и печати завода, а протестующих рабочих снова окатили водой.
Хайдаров перебрался в США, где вместе с Михаилом Живило подал иск на 3 млрд долл. против Махмудова и других российских бизнесменов, обвиненных в рэкете и коррупции. Американский суд отказался рассматривать иск.
В 2005г. прокуратура Башкирии возбудила уголовное дело по факту особо крупного ущерба управляемому УГМК Башкирскому медно-серному комбинату (БМСК). Контрольный пакет акций БМСК, принадлежащий правительству Башкирии, был передан в доверительное управление УГМК в 2004г. С тех пор его задолженность значительно выросла. УГМК подозревали также в выводе активов предприятия и его преднамеренном банкротстве.