Данный сайт представляет собой каталог биографий известных политиков, государственных деятелей и предпринимателей России
На фото Ликсутов Максим Станиславович

Ликсутов Максим Станиславович

Руководитель Департамента транспорта Москвы
Дата рождения:
19.06.1976
Пол:
М
Место рождения:
г.Локса, Эстонская ССР
Ликсутов Максим Станиславович - биография

Ликсутов - один из самых богатых чиновников городской мэрии, который отвечает за самое проблемное для Москвы направление – движение и городской транспорт в городе. Периодически его обвиняют в лоббировании интересов своих партнеров по бизнесу, а также сокрытии источников дохода.

Семья

Разведен, имеет двух сыновей.

Биография

В 1988, 1989, 1990 годах Ликсутов становился чемпионом Эстонии по скоростным видам подводного плавания, побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990 год).

В 1991 году стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию.

В 1993 году в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннеса, проплыв 100 км в бассейне.

В 1997 году Ликсутов и его партнёр Сергей Глинка начали строить в Эстонии угольный терминал для российского экспорта на Запад. Деловым партнёром Ликсутова и Глинки в то время стал Рустам Аксёненко, сын министра путей сообщения РФ Николая Аксёненко.

С 1998 года Ликсутов живёт в Москве, с тех же пор является налоговым резидентом Российской Федерации.

В 1999 году Ликсутов закончил Калининградский Технический Университет по специальности "Бухгалтерский учёт, контроль и анализ хозяйственной деятельности".

С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях. Являлся членом совета директоров ОАО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "ТрансКонтейнер".

В 2001—2011 годах Ликсутов являлся председателем совета директоров ООО "ТрансГрупп".

В 2003—2011 годах был членом совета директоров ЗАО "Трансмашхолдинг". С начала 2000-х годов совладельцы "ТрансГрупп" начали скупку заводов, которые производили локомотивы, вагоны и поезда метро. Постепенно предприниматели начали объединять предприятия, что привело к созданию в 2002 году ЗАО "Трансмашхолдинг". Основным заказчиком холдинга стало ОАО "РЖД".

В 2004 году "ТрансГрупп" транспортировала в месяц около 3,7 миллионов тонн грузов.

В 2004 году "ТрансГрупп" в партнерстве с Московской железной дорогой запустила электричку Москва-Калуга, ставшую первой частной электричкой в России.


В 2005-2008 годах (по другой информации – согласно данным отчета "Трансмашхолдинга" за 4 квартал 2011 года – в 2005-2011 годах) Ликсутов занимал должность генерального директора компании ООО "ТрансГрупп – Финансы и инвестиции".

В 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии "за вклад в развитие местной экономики".

В апреле 2007 года обычно сторонившийся политики Ликсутов подверг критике демонтаж памятника погибшим советским солдатам в центре Таллина, что было воспринято официальными кругами в Эстонии как нелояльность.

К маю 2007 года у бизнеса Ликсутова в Эстонии по ряду причин явственно обозначились проблемы, и Максим заявил в местной печати о намерении перевести штаб-квартиру Transgroup Invest в Россию. К этому времени из материальных активов у Ликсутова в Эстонии оставался простаивающий угольный терминал и ресторан итальянской кухни Gianni.

В 2007 Ликсутов завершил обучение в Российской экономической академии им. Плеханова по специальности "Финансы и кредит".

В 2007 году совладельцы "ТрансГрупп" создали вместе с РЖД компанию "РейлТрансАвто", специализировавшуюся на перевозке автомобилей по железной дороге (госкомпании принадлежал 51% ее акций). В "РейлТрансАвто" Ликсутов занял пост заместителя председателя совета директоров.

В 2009—2010 годах Максим занимал должность генерального директора ООО "Аэроэкспресс"; являлся членом совета директоров ООО "Аэроэкспресс", владел 25 % акций компании.

Поворотным в карьере бизнесмена стало 28 марта 2011 года, когда Ликсутов при весьма выгодных для себя обстоятельствах познакомился с Владимиром Путиным. В этот день премьер-министр вместе с Сергеем Собяниным, Владимиром Якуниным и Ликсутовым за полчаса прокатился в аэроэкспрессе от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала и оценил преимущества этого вида транспорта, — в том числе значительную экономию времени в сравнении с автомобилем.

Сопровождавшие журналисты отметили, всю дорогу довольный Путин просидел у окна, слушая рассказы Якунина и Ликсутова о планах и перспективах по развитию аэроэкспрессов. Положительные впечатления главы правительства от этой поездки, по оценкам комментаторов, сыграли решающую роль в стремительном карьерном взлёте Ликсутова.

В 2012 Ликсутов получил диплом по специальности "Менеджмент организации" в Международном юридическом институте.

Политика

29 апреля 2011 года Ликсутов занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

6 декабря 2011 года распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина № 745-РМ Ликсутов назначен на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с заключением служебного контракта на срок полномочий мэра Москвы.

Сам Ликсутов в день назначения на госслужбу пообещал, что откажется от участия в бизнесе в пользу других акционеров.

От эстонского гражданства отказался в 2011 году в связи с назначением на пост руководителя столичного транспортного департамента. Заявление на отказ от гражданства Эстонии было удовлетворено правительством Эстонской республики в феврале 2012 года.

Находясь на посту главы столичного департамента, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, начатую в 2011 году его предшественниками. Если еще осенью 2011 года Николай Лямов обещал, что к 2014 году в столице появится 300 километров выделенных полос, в марте 2012 года Ликсутов, несмотря на критику со стороны ГИБДД, объявил, что такие полосы будут действовать только в будни, а в следующем месяце сообщил журналистам, что новых "выделенок" и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется (всего к весне протяженность выделенных полос для общественного транспорта в Москве достигла 93 километров).

В апреле 2012 года Ликсутов объявил о вводе платы за парковку в центре Москвы. Планировалось, что с января 2013 года в пределах Бульварного кольца столицы можно будет припарковаться только за деньги, а за неправильную парковку будет выписываться штраф.

25 сентября 2012 года назначен заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На этом посту сменил Николая Лямова. Ликсутов сохранил за собой должность руководителя транспортного департамента. Ликсутов стал первым легальным миллионером, занявшим высокую должность в правительстве Москвы.

Согласно решению Замоскворецкого суда от 26 июня 2013 года, брак Максима и Татьяны Ликсутовых официально расторгнут.

Заявление было подано через месяц после внесения в Госдуму закона, запрещающего госчиновникам владеть иностранными активами и пользоваться зарубежными финансовыми инструментами. А за шесть дней до развода, 20 июня 2013 года, Ликсутов продал все свои иностранные компании собственной жене. Однако известно об этом стало только через полгода.


По инициативе Ликсутова число прокатных велосипедов в Москве увеличивается в 11 раз и составило в 2014 году 5000 штук.

После катастрофы в метро 15 июля 2014 года, унёсшей жизни более 20 пассажиров, Ликсутов полностью самоустранился от ответственности руководителя, возложив её на начальника Московского метрополитена Ивана Беседина, который вскоре был отправлен в отставку. По данным газеты "Коммерсантъ", на вакантную должность именно с подачи Ликсутова был назначен его давний знакомый по скоростным перевозкам, функционер ОАО "РЖД" Дмитрий Пегов, ранее никогда в метро не работавший.

25 декабря 2014 года в Москве, вопреки оптимизму Ликсутова, зафиксированы рекордные за всю историю города пробки: восемь часов подряд улицы блокированы 10-балльными пробками, при этом самая большая пробка протянулась на 60 км.

В октябре 2015 года 10 октября москвичи устроили митинг против расширения платных парковок. В акции протеста приняли участие около 500 автомобилистов. Одним из требований митингующих была отставка Ликсутова.

Ранее, в конце сентября, мэр Москвы Сергей Собянин пообещал, что к декабрю в городе появится еще один блок платных парковок. При этом оператор платных парковок в Москве, в свою очередь, допустил, что точечное расширение может произойти и в начале зимы.

12 октября, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков сообщил, что готовит обращение в прокуратуру с просьбой проверить деятельность Ликсутова, в частности, на предмет превышения должностных полномочий. Он отметил, что многие инициативы департамента транспорта, "включая увеличение числа платных парковок и волюнтаристское решение относительно того, какое такси является "легальным и надежным", требуют внимательного и серьезного изучения.

Со ссылкой на слова муниципальных депутатов Лысаков отметил, что ситуация в городе абсолютно вышла из-под контроля, а политика ведомства Ликсутова не учитывает ни законодательство, ни мнение жителей. Инициативы чиновника в публикации также названы "сомнительными".

Доходы

Является одним из самых богатых чиновников московской мэрии. Только в 2012 году он заработал 270 миллионов рублей.

В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 миллионов долларов.

Слухи (скандалы)

В октябре 2001 года Ликсутов покинул "Юнитранс" В том же году Николаю Аксененко Генпрокуратура предъявила обвинения в превышении должностных полномочий, а также присвоении и растрате в крупном размере. Объясняя уход Ликсутова из компании, газета "Ведомости" в то время писала, что его отстранили от работы, потому что деятельность компании в бытность ее "Иристон сервисом" вызывала "пристальное внимание налоговой полиции из-за предоставляемых МПС скидок с тарифа", и руководство "Юнитранса" решило попытаться избежать "неприятных ассоциаций".

Против Ликсутова никаких обвинений не выдвигалось, а Аксененко в 2002 году был освобожден от занимаемой должности, в 2003 году обвинительное заключение по его уголовному делу было утверждено и отправлено в суд, однако до суда экс-министр не дожил, скончавшись в 2005 году.

В июле 2013 года выяснилось, как пишет портал moscow-post.com, что контракт на продвижение нового тарифного меню и электронного кошелька (ЭК) на смарт-карте для оплаты проезда в общественном транспорте достался ООО "Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс".

Этот контракт бы заключен с "дочкой" McKinsey подведомственным департаменту Максима Ликсутова ГУП "Мосгортранс". За свои услуги консультанты получат почти 200 млн руб. Еще 350 млн руб. другое транспортное ГУП — "Московский метрополитен" — готово потратить на рекламу нововведений.

Весьма странно, но контракт ООО "Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс" ("дочка" "МакКинзи Раша Холдингс", зарегистрированной в США, гендиректор Ермолай Солженицын, по данным СПАРК) достался в отсутствие конкурентов. Это странным образом напоминает контракт на разработку стратегии управления небилетными доходами, до которого не допустили российские фирмы.


Ликсутова заподозрили в лоббировании интересов американской компании McKinsey, сообщили корреспонденту The Moscow Post в Госдуме РФ. Как выяснилось, стараниями Ликсутова сотни миллионов рублей из столичного бюджета переводились структурам США.

В конце 2013 года блогер http://ru-vederko.livejournal.com/1634131.html обвинил Лексутова в лоббировании интересов крупного бизнеса при введении платных парковок в центре Москвы:

"Очевидно, что у него было два варианта действий:

1. Заставить крупный бизнес поделиться приватизированными прибылями и на эти деньги начать строительство инфраструктуры для автомобилистов (до 30 млрд долларов в год в Москве+МО); 2. Не трогать крупный бизнес, оставить им 30 миллиардов долларов, а сделать так, чтобы автомобилисты реже пользовались автомобилем или вообще отказались от него.

Максим Ликсутов очевидно пошел по второму сценарию. Олигархов, на которых он работал и работает, он трогать не стал, они для него свои, поэтому основной удар пришелся на простых жителей Москвы, по недоразумению приобретших автомобиль на честно заработанные деньги. Именно потому, что интересы крупного бизнеса на первом месте, на разделочный стол попали автовладельцы".

В мае 2014 года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального заподозрил Ликсутова в том, что он является акционером офшорной кипрской компании INTELLECTICO HOLDINGS LIMITED. Сам Ликсутов заверяет, что документы на выход из этой компании были подписаны им еще в 2010 году — до поступления на госслужбу.

Как говорится в блоге Навального, ФБК получил выписку в департаменте регистрации министерства торговли, промышленности и туризма Республики Кипр. Из нее следует, что по состоянию на 6 мая 2014 года Максим Ликсутов (проживает в поселке Чигасово, Одинцовского района, Московской области) являлся владельцем 1275 обыкновенных акций компании INTELLECTICO HOLDINGS LIMITED.

Кроме того, пишет ФБК, некоторое время назад INTELLECTICO HOLDINGS LIMITED была акционером ЗАО "Трансмашхолдинг". Такой вывод фонд Навального делает, ссылаясь на материалы машиностроительной компании за 2007 г. (есть на официальном сайте).

В ответ на обвинения опального блогера вице-мэр Москвы заявил, что вышел из состава акционеров Intellectico holdings limited еще в декабре 2012 года. Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции этот вопрос рассмотрел, и вынес вердикт, что Ликсутов никаким образом не нарушил законодательство РФ.

В ходе заседания Люблинского суда Москвы в начале июля 2014 года по иску Максима Ликсутова к оппозиционерам Алексею Навальному и его единомышленнику Георгию Албурову стало известно, что истец увеличил свои требования к ответчикам до 3,5 млн рублей.

Максим Ликсутов требует с ФБК, Навального и Албурова по 1 млн рублей, а также полмиллиона на оплату услуг своего юриста.

19 августа Люблинский суд Москвы частично удовлетворил иск Ликсутова к Навальному, взыскав с последнего 600 200 рублей; суд признал распространённые Навальным сведения порочащими честь и достоинство Ликсутова.

Поделиться: