Российский дизайнер, изобретатель, бизнесмен, блогер, путешественник и автор "Ководства" — руководства по веб-дизайну.
Семья
Мать - писательница Татьяна Толстая, отец- филолог-классик Андрей Лебедев, дед-генерал-полковник В. Я. Лебедев.
Был женат несколько раз, одна из бывших жён — журналистка Марина Литвинович. Отец четверых детей.
Биография
Артемий родился 13 февраля 1975 года в Москве. В 1989 году вместе с родителями переехал в американский город Балтимор, где Татьяна Толстая преподавала русскую литературу.
Там он год проучился в средней школе Парквиля а после, возненавидев Америку, вернулся в СССР, оставив родителей. Окончил гуманитарный класс московской общеобразовательной школы № 57.
С 16 лет Лебедев жил один. После школы поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. По его словам, он выбрал факультет журналистики потому, что там был низкий проходной балл, но на лекции не ходил и был отчислен со второго курса.
Дизайну он учился у Аркадия Троянкера, арт-директора "Еженедельного журнала" и "Итогов" (сам Троянкер считал Лебедева своим лучшим учеником).
Артемий говорит, что ему не нравится положение дел в России с дизайном и он много работает, что исправить это положение. Трудоголиком себя при этом не считает, а говорит, что ему "лень уйти с работы домой".
Летом 1992 года основал с партнером студию "А-квадрат". В январе 1993 года основал самостоятельную студию "Артографика", которая занималась созданием книг и журналов. По совместительству работал арт-директором компании "МакЦентр".
В 1997 году Артемий открывает сайт, где от имени Кати Деткиной пишет в популярной и востребованной теме: обзоры рунета. Через несколько месяцев виртуальный герой был "убит", о чем сообщал им же написанный некролог.
В этом же году Артемий запускает новый проект - "Ководство", посвященный дизайну, проектированию интерфейсов, типографике, семиотике и визуализации. Проект представлял из себя сайт, скомпонованный как оглавление книги.
Собственный блог Артемий открыл в 2001 году на сайте "Живого Журнала", поскольку "там была основная "движуха".
В 2008 году блог входил в тройку русских онлайн-дневников в топе Яндекса. К 2013 году блог занимал 4 место в общем рейтинге пользователей, в нём более 5900 постов, а к ним - 3 329 000 комментариев.
Артемий Лебедев является основателем одной из крупнейших дизайн-студий России "WebDesign", позднее переименованную в "Студию Артемия Лебедева". На счету компании более двух с половиной тысяч работ, среди которых фирменные стили, книги, журналы, дорожные знаки, пиктограммы, графические и физические интерфейсы, сайты, объекты промдизайна и промышленной графики, витрины. Существует целый "музей клонов" дизайна Студии.
Он и его студия является авторами ряда технических находок и решений, используемых по всему интернету. Как утверждает Лебедев, одной из таких находок, является изобретение "резиновых" (растягивающихся по ширине окна) сайтов. Ещё одним примером является универсальная пиктограмма "домика" (ссылка на главную страницу), которая получила широкое распространение в предложенном Лебедевым графическом решении.
С 30 декабря 2007 по 27 января 2008 года Артемий провел в поездке по периметру Америки, а по приезду, ему пришла идея проехать на машине до Владивостока. Это путешествие получило название "Этнографическая экспедиция".
Спустя некоторое время Артемий отправляется в ряд похожих этнографических экспедиций с соответствующими названиями: МосЭтноЭксп (Москва), ПитерЭтноЭксп (Санкт-Петербург), РечЭтноЭксп (река Волга), БалканЭтноЭксп (Балканы) и т. д.
В своих экспедициях Артемий, в первую очередь, обращает внимание на дизайн светофоров, уличных столбов, урн, остановок, почтовых ящиков, бордюров, шрифтов, вывесок, дорожных знаков и других элементов городской среды, а также подмечает местные этнические особенности.
С 2009 года Артемий сотрудничал с Пермским центром развития дизайна, став арт-директором этого центра. Объявлял, что начинает работу над дизайном десятитысячной купюры как представитель Центра пермского дизайна. Кроме того, выражал желание стать главным дизайнером города Омск и даже объявил некую предвыборную программу.
Входил в состав жюри конкурса творческих проектов сайта Президента РФ.
21 июня 2010 Артемий объявил о прекращении сотрудничества студии с журналом "Афиша", хотя до этого момента они довольно плотно взаимодействовали, например, студия создала приложение "Ссылка" для журнала — путеводитель по интернету.
Регулярно ездит по России с лекциями и мастер-классами о дизайне.
Создал логотипы для города Ярославля, Перми, Одессы и Калужской области. Артемий участвовал в проекте по улучшению дорожных знаков в Киеве и Тюмени. Кроме того, в Тюмени он добился организации пешеходного перехода с подсветкой. Разработал дизайн-код улиц Москвы. Придумал "Рекламное дерево" для города Перми. Выступал за дополнение списка профессий (ЕТКС) теми, что связаны с интернетом и появились в начале XXI века.
Среди некоммерческих проектов его студии можно назвать: metro.ru — сайт, посвящённый московскому метрополитену; sokr.ru — словарь сокращений; akunin.ru — собрание сочинений Акунина; tema.ru/rrr/ — "Н. Ж. М. Д." коллекция инструкций, наклеек и этикеток, вывесок, плакатов, ценников, объявлений и другой печатной и рукописной продукции, содержащей смешные опечатки, неуместное словоупотребление или крайне неадекватный перевод с другого язык; и многие другие.
Скандалы
С 16 октября 2008 года стал представителем акционеров компании "Суп", владеющей русскоязычным сегментом сайта Живой Журнал. Летом 2008 года блог был заблокирован конфликтной комиссией сайта из-за публикации полуобнаженной девушки, которая, по их мнению, была несовершеннолетней, но 12 июня восстановлен.
В марте 2011 года авиакомпания "Аэрофлот" подала в суд на Лебедева за порочащую деловую репутацию компании запись в блоге, где размещалось обвинение в воровстве и предложение читателям разместить в комментариях карикатурные изображения с использование логотипа компании.
В итоге, Мещанский суд обязал Артемия удалить из своего блога все "фотожабы", а также негативные оценки работы компании.
25 сентября 2012 года Артемий опубликовал запись, где была прикреплена картинка с матерным оскорблением бога, а слово "бог" написано с маленькой буквы. Этот поступок стал основанием для судебного искао православного активиста Дмитрия Энтео и главы ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова, по мнению которых публикация является "вопиющим случаем".
Позже Лебедев объявил конкурс "фотожаб" с использованием изображения Патриарха РПЦ, что повлекло очередной конфликт и подачу заявления от Александра Волкова в конфликтную комиссию Живого Журнала. Комиссия отказала в иске, но оригинальная фотография с патриархом была убрана из поста. После Артемий поблагодарил пресс-службу ЖЖ за рекламу рубрики.
Совместно с Маратом Гельманом Артемий объявлял конкурс на разработку знака "Здесь могут быть оскорблены религиозные чувства верующих". Православные активисты отреагировали на этот ход иском в суд.
Лебедев резко выступает против благотворительности по отношению к больным людям и пенсионерам, предлагая вкладывать деньги в строительство дорог. Занимает активную антирелигиозную позицию.
В апреле 2014 года ветеран ВОВ Степан Корнаухов подал на Лебедева заявление в суд, который в своем блоге в резкой форме раскритиковал вид традиционных памятников защитникам от фашистов. "Я не ошибусь, если скажу, что все, что нам рассказывают об этой войне – тотальная фальсификация, обман, пропаганда и пжь", – пишет Лебедев, добавляя: "Война – это всегда хво, это поле для худших человеческих проявлений и качеств. Победитель на войне, разумеется, всегда приукрашает в сотни раз свою доброту и преувеличивает в сотни раз животное поведение врага". Далее дизайнер критикует установленные в 1970-х годах памятники солдатам ВОВ, в частности памятник защитникам Брестской крепости.
В сентябре 2015 года стало известно, что "Студия Артемия Лебедева" намерена в суде разрешить конфликт с администрацией г.Пензы. По словам Лебедева, городская администрация без разрешения использовала в оформлении уличных баннеров элементы разработанного Студией фирменного стиля Нового года для департамента культуры Москвы. В администрации Пензы попросили дизайнеров снисходительно отнестись к произошедшему, подчеркивая, что использование макета не подразумевало извлечения коммерческой выгоды.