Данный сайт представляет собой каталог биографий известных политиков, государственных деятелей и предпринимателей России
На фото Кузьминов Ярослав Иванович

Кузьминов Ярослав Иванович

Ректор НИУ ВШЭ
Дата рождения:
27.05.1957
Пол:
М
Место рождения:
г. Москва
Кузьминов Ярослав Иванович - биография

Российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Доцент. Научный руководитель Института институциональных исследований ВШЭ, заведующий кафедрой институциональной экономики ВШЭ.

Семья

Родился в семье профессора экономики. Женат на Эльвире Набиуллиной, которая в настоящее время является Председателем Центрального банка России. У них общий сын Василий. Также у Кузьминова есть также сын Иван и дочь Ангелина от первого брака.

Биография

Родился 27 мая 1957 года в Москве. В 1979 году окончил экономический факультет МГУ, после чего в течение десяти лет преподавал там же на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений.

В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую экономике общинных отношений. По инициативе Кузьминова стало выходить первое в России периодическое издание в области экономической истории — альманах "Истоки".

В 1989 году открыл альтернативную кафедру экономической теории в МФТИ.

В 1989—1993 годах — старший научный сотрудник, заведующий сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (РАН).

В начале 1990-х годов вместе с Евгением Ясиным предложил концепцию создания экономического вуза нового образца — первоначально речь шла об открытии годичной программы по экономике магистерского уровня. В течение 1992 года "пробивал" эту идею в правительстве РФ.


Согласно постановлению премьер-министра Егора Гайдара от 27 ноября 1992 года Кузьминов был назначен ректором ВШЭ, долгое время оставаясь самым молодым руководителем государственного вуза в России. Первый набор был проведен в 1993 году. Однако от идеи небольшого экономического колледжа пришлось отказаться — студентов принимали не только в магистратуру, но и бакалавриат.

В 1990-е годы к подготовке экономистов добавилась подготовка социологов, менеджеров, юристов и политологов, в 2002 году — журналистов, психологов, специалистов по бизнес-информатике, в 2003 году — логистике и т.д.

В 2012 году после присоединения МИЭМ появились инженерные направления. В начале 2014 года Кузьминов выступил с идей структурных изменений ВШЭ, ученый совет его поддержал. Теперь университет будет состоять из больших факультетов, а они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и профессиональных школ. Первый такой факультет — медиа, коммуникаций и дизайна.

Кузьминов один из авторов идеи научно-учебных лабораторий (НУЛ) — "горизонтально организованного научного сообщества преподавателей, аспирантов и студентов, которое не только ведет реальные научные проекты, но, что не менее важно, образует единый круг обсуждения научных проблем на равных, закрывая разрыв между "взрослыми" и молодыми учеными".

Был научным руководителем первой научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ. Рассматривает организацию профильного обучения школьников как одну из задач ВШЭ, реализует в этой работе принципы Экономико-математической школы при МГУ.

Кузьминов считает, что университет должен быть вне политики. В конце 2008 года отказался выполнить рекомендацию ГУВД Москвы, предложившего отчислить студентов за участие в "марше несогласных". "Университет — это не место, где можно лозунги выкрикивать или листовки разбрасывать. У нас учатся студенты самых разных политических взглядов: и левые, и правые. Но университет при необходимости может защитить их право учиться, их право быть студентами только в том случае, когда они демонстрируют свои политические взгляды ВНЕ университета".

С середины 2000-х годов реализует в ВШЭ концепцию исследовательского университета, когда преподавателей стимулируют заниматься научной работой, печататься в авторитетных научных журналах.

В 2013 году, представляя программу ВШЭ по вхождению в топ-100 мировых рейтингов на Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, пообещал проводить жесткую селекцию преподавателей, не соответствующих требованиям исследовательского университета.

Общественно-политическая деятельность

В 1988-2004 годах Кузьминова считали "серым кардиналом" при министре образования Владимире Филиппове, в последующие годы его также нередко называли реальным автором реформ российского высшего образования при министре Фурсенко.

Один из основных разработчиков реформы государственной службы первой половины конца 1990-х — начала 2000-х годов, административной реформы и программы борьбы с коррупцией. В 1999 году опубликовал "Тезисы о коррупции", где сформулировал основные направления реформы государственного аппарата.

В 2000 году под руководством Кузьминова был подготовлен доклад об административной реформе, в 2002-2003 годах — серия докладов по анализу и упорядочению функций государственных органов исполнительной власти, бюджетированию и оценке эффективности их работы, по электронным административным регламентам.

С 2001 года — сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), на площадках которого вплоть до 2009 года обсуждались проблемы образования.

В Общественной палате РФ с 2006 по 2009 год председатель Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации, с 2010 года — председатель Комиссии по развитию образования.

В 2007-2012 годах входил в состав Общественного совета при Минобрнауки России. Был инициатором создания университетских общественных объединений: Ассоциации ведущих университетов России, Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента.

Последовательно выступал за увеличение финансирования образования. Автор термина "эффективный контракт", при котором доходы работника образования и науки позволяют ему не искать подработки и не уходить в другую сферу.

Участвовал в разработке интегрированного закона "Об образовании в Российской Федерации", принятого в 2012 году. В частности, предложил законодательно запретить учителям заниматься репетиторством со своими учениками, исключить из приема на первый курс абитуриентов с недостаточными баллами по профильным предметам.

Участвовал в создании Стратегии-2010 (так называемой стратегии Германа Грефа), вместе с Владимиром Мау возглавил работу над Стратегией-2020.

Один из авторов идеи "Открытого правительства": вовлечения широкого круга заинтересованных людей в деятельность исполнительной власти, в том числе с помощью информационных технологий.

Провел открытые дебаты с Алексеем Навальным 19 марта 2013 года.


21 июля 2014 года Ярослав Кузьминов прошел регистрацию в качестве кандидата в депутаты Мосгордумы. На состоявшихся 14 сентября выборах набрал 40,99% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Решением Мосгоризбиркома признан избранным депутатом Мосгордумы VI созыва по 45-му избирательному округу (районы Басманный, Мещанский, Красносельский, Сокольники).

В мае 2015 года Кузьминов был назначен сопредседателем московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Декларируемые доходы ректора выросли с 19,9 млн до 45,2 млн руб. в год. Доходы университета (без учета капитальных вложений и инвестиций) выросли за два года более чем на 30%.

Я.И. Кузьминов является главным редактором журнала "Вопросы образования", членом редколлегии журналов "Вопросы экономики", "Экономический журнал ВШЭ" и "Мир России", членом Правления Новой экономической ассоциации, членом Международной ассоциации институциональной экономики и Европейской экономической ассоциации. Имеет множество правительственных наград.

Доходы

За 2013 год заработал - 19 988 553,70 руб. , супруга - 12 238 697,60 руб. Владеет земельным участком 1470.0 кв. м, квартирой, 70.6 кв. м, дачей 326.1 кв. м, квартирой, 70.6 кв. м, автомобиль Jaguar S-Type.

Скандалы

В бытность Фурсенко на посту министра образования были предприняты попытки введения целого ряда революционных новшеств, которые так и не нашли позитивного отклика в обществе. Это: ЕГЭ, ГИФО, новый порядок финансирования образовательных учреждений или в попросту - закрытие малокомплектных школ, безуспешное внедрение новых стандартов старшей школы, запуск так называемого "болонского процесса", и, наконец, многострадальный новый Закон об образовании.

Любой специалист без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России, который стоит за всеми этими реформами. Это ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. "Вышка", считается у нас оплотом либерально -демократической мысли и не менее революционных разработок.

Именно Кузьминову принадлежит идея независимого электронного тестирования выпускников школ, которое впоследствии получило название "ЕГЭ". Идея разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 ЕГЭ не заработал в штатном режиме.

Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач. И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности. Специалисты сходятся во мнении, что ЕГЭ оказался однобоким механизмом оценивания результатов школьного образования: он "ловит" только академические достижения и, наверное, с самого начала должен был быть дополнен более расширенным списком достижений. Все упреки по поводу ЕГЭ, естественно, собрал министр Фурсенко.

Еще одна весьма спорная разработка ВШЭ и ее ректора - ГИФО или государственные именные финансовые обязательства. По задумке Ярослава Ивановича эти самые ГИФО должны были работать в паре с ЕГЭ, чтобы материально стимулировать выпускников. Но идея ГИФО была буквально в штыки воспринята ректорским корпусом, как, впрочем, и идея ЕГЭ и тогдашний министр Фурсенко решил с ее реализацией повременить.

Важную роль сыграл Ярослав Кузьминов в выработке нового порядка финансирования образовательных учреждений - не по числу учителей или смете расходов, а в зависимости от числа учащихся. Идея, предложенная "Вышкой", казалась простой, а механизм прозрачным: рассчитать, сколько стоит реализация образовательной программы на одного учащегося, и направить в школу сумму, равную произведению финансового норматива на количество учащихся. Профессиональное сообщество приняло эту инициативу в штыки. Отдуваться снова пришлось министру Фурсенко.

Идея нормативного подушевого финансирования трудно приживается в системе образования РФ из-за огромного числа маленьких школ, число учащихся в которых не позволяет покрыть все расходы, а содержание школ требует постоянных расходов. В результате механизм нормативного подушевого финансирования формально утвержден, но на деле работает так: на региональном уровне утверждается финансовый норматив, а потом - на уровне муниципалитета деньги перераспределяются между школами в зависимости от условий и потребностей школы.

ВШЭ была разработчиком всего механизма перехода к так называемой "Болонской системе". Казалось бы, благое для отечественного образования дело, снова не было оценено образовательным сообществом и завязло в тяжелых дискуссиях о необходимости этого шага.

ВШЭ приложило руку и к новым образовательным стандартам в старшей школе, и многострадальному Закону "Об образовании". Целые разделы его были написаны Ярославом Ивановичем. В итоге маловразумительный закон отправлен в бессрочную ссылку общественного обсуждения.

В силу масштабности всех придуманных "Вышкой" новаций они всякий раз вызывали бурю дискуссий - и в обществе, и среди экспертов, - но все же странным образом реализовывались, имея в запасе серьезную государственную поддержку. Напомним, что жена Кузьминова Эльвира Набиулина работала в Правительстве министром экономического развития - то есть руководила органом, генерирующим стратегию развития страны во всех её сферах…

В 2012 году, Я.И. Кузьминов возглавил разработку "Стратегии 2020", частью которой стала программа "Новая школа", в которой изложены сценарии развития системы образования РФ - специалисты называют её за глаза "Утопией". Однако реализация этих сценариев маловероятна из-за незавершенности предыдущих начинаний.

Поделиться: