Говоря о возможности экспорта системы в Европу, Президент некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко отметил, что это вполне возможный вариант развития событий. «Аналогичные нашей системы ЭРА-РБ и ЭВАК для Белоруссии и Казахстана начали свою работу в этом году. У нас есть перспективы оказывать эти услуги и в Европе. Конечно, не самостоятельно, с местными партнерам — службами реагирования и колл-центрами, но сама идея кажется мне более чем реалистичной», — добавил он.
Система работает таким образом: при аварии автомобиля терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически передает точные координаты происшествия по мобильной связи (пока речь идет о «МегаФоне», «Билайне» и МТС, хотя не исключается подключение к системе «Tele2 Россия») в навигационно-информационный центр, который отправляет сигнал спасателям.
Все это, по расчетам Минтранса, позволит ежегодно сохранять не менее 4 тыс. жизней, а совокупный экономический эффект (сокращение инвалидизации и снижение затрат на ликвидацию последствий ДТП) составит к 2020 году 66 млрд руб. «В настоящий момент инфраструктура системы создана в 20 регионах России, сейчас система проходит испытание еще в 60 регионах России, а все 83 региона России будут подключены к 25 октября», — рассказал г-н Гурко.
По его словам, с учетом того, что с 2015 года системой «ЭРА-ГЛОНАСС» должны быть оборудованы 100% легковых и грузовых автомобилей (до 2,5 т), которые впервые вводятся в оборот, а с 2016-го — автомобили массой свыше 2,5 т, то ежегодно к системе будет подключаться по 2—3 млн автотранспортных средств. Владельцы автомобилей, которые уже введены в оборот, смогут приобрести терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» самостоятельно. По данным заместителя министра транспорта Алексея Цыденова (Минтранс является госзаказчиком системы «ЭРА-ГЛОНАСС»), стоимость терминала не превысит 3 тыс. руб., их серийное производство начнется весной 2014 года. При этом у российских водителей помимо заботы о собственной жизни будет еще одна причина устанавливать оборудование на автомобили по собственной инициативе: кроме услуги по спасению, которая будет оказываться бесплатно, запланировано оказание целого ряда коммерческих услуг — охранно-поисковых, страховых, информационных. «Сами мы эти услуги оказывать не будем, но будем предлагать возможности для ее использования нашим партнерам, например операторам мобильной связи», — говорит г-н Гурко.
«Мы заинтересованы в предоставлении дополнительных услуг и развитии партнерских программ на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Например, это могут быть поисковые и навигационные сервисы, «умное страхование», услуги беспроводного доступа в Интернет с автомобиля, — заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. — При этом отмечу, что оказание качественных дополнительных услуг возможно будет после запуска инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС», создания соответствующего оператора и решения ряда технологических вопросов. Только после этого участники некоммерческого партнерства могут обсудить и разработать бизнес-модель по оказанию коммерческих сервисов». «ВымпелКом» считает перспективной возможность распространения решений на базе GPS/ГЛОНАСС-технологий на территории России в коммерческом сегменте — в первую очередь в области телематики и безопасности, а также в сфере «умного страхования», — добавила представитель компании Анна Айбашева. «Для нас выглядит привлекательной разработка продуктов в сферах автомобильной охраны, «умного страхования», мониторинга автотранспорта, навигации, — рассуждает представитель «МегаФона» Юлия Дорохина.
Причем вышеуказанные направления относятся как к бизнес-рынку, так и массовому. Отдельно же к массовому рынку может быть добавлена группа развлекательных сервисов (интернет-радио и ТВ). Также мы активно думаем над сервисами, которые будут созданы специально или совместно с автопроизводителями, ведь нельзя не учитывать столь быстро развивающийся сейчас сегмент in vehicle infotainment — автомобильные информационно-развлекательные системы». По данным источников РБК daily (http://www.rbcdaily.ru/media/562949989118242), ежегодное обслуживание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет стоить около 500 млн руб.
Коммерциализация этой системы, по расчетам НП «ГЛОНАСС», позволит в течение двух-трех лет выйти на полную самокупаемость и снизить нагрузку на госбюджет. Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») образовано 21 мая 2012 года для развития технологий ГЛОНАСС и российского навигационного рынка. В НП входят компании «Яндекс», «ВымпелКом», «МегаФон», «Навигационно-информационные системы», «РТКомм.РУ», МТС, «Сумма Телеком», ГК «Транзас», ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС — Форум», ГК «Цезарь Сателлит».