Данный сайт представляет собой каталог биографий известных политиков, государственных деятелей и предпринимателей России
На фото Гельман Марат Александрович

Гельман Марат Александрович

Галерист
Дата рождения:
24.12.1960
Пол:
М
Место рождения:
г.Кишинев, Молдавская ССР
Гельман Марат Александрович - биография

Галерист, публицист, арт-менеджер. С июня 2002 по февраль 2004 года — заместитель генерального директора ОАО "Первый канал". Политтехнолог, один из создателей "Фонда эффективной политики", член Общественной палаты 2010—2012 годов.

Семья

Отец — писатель и драматург Александр Исаакович Гельман. Жена — Юлия Радошовецкая, по образованию архитектор. Двое сыновей, дочь Ева.

Биография

Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишинёве. В 1977 году окончил школу, а в 1983 году - Московский институт связи по специальности инженер, одновременно работал машинистом и рабочим сцены во МХАТе, "Современнике" и театре имени Маяковского.

До 1986 года - инженер в Кишинёве. После отмены статьи о тунеядстве - 1 марта 1986 года - уволился с работы, чтобы написать роман и открыть своё дело.

В 1985-1990 гг. - генеральный директор центра НТТМ в Кишиневе.

В 1987 году Гельман, увлекающийся живописью с детства, сделал первую выставку, показав московских художников в Кишинёве. Она имела большой успех, в том числе и коммерческий. Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер, но, по неопытности собрав неудачную первую коллекцию, был вынужден овладеть навыками продажи произведений искусства и стал фактически первым арт-дилером в СССР.

В 1990 году, получив зарубежное образование в области современного искусства, собрал коллекцию украинского искусства, которая легла в основу выставки "Южнорусская волна", показанной в 1992 году и имевшей широкий резонанс.

В 1990 году переехал в Москву и создал художественную "Галерею Гельмана" - одну из первых в России частных галерей современного искусства. Она просуществовала до 2012 года и за 20 лет сменила несколько названий (Gallery Guelman, M. Guelman Gallery, "Галерея М. и Ю. Гельман"), и три адреса, но все это время была широко известна как галерея Гельмана.

С 1991 года занимается политическими технологиями. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

На думских выборах 1995 года значился в списке кандидатов блока "Поколения рубежа". В декабре 1995 года Григорий Нехорошев написал в "Независимой Газете", что Галерея Гельмана работает на КРО Скокова-Лебедя-Рогозина (вместе с Глебом Павловским). В ответ Гельман написал письмо в НГ, в котором утверждалось, что "художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях** "Яблока"**, НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее, я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы".

С июня 1995 по 2002 - совладелец ЗАО "Фонд эффективной политики" (ФЭП) (вместе с Г.Павловским).

Организатор выставки "Компромат" в декабре 1996 г. На выставке образцы подлинного компромата неразличимо соседствовали с обильно представленными остроумными фальсификациями, выполненными в виде машинописных текстов на всевозможных бланках, фотографий, звукозаписей телефонных переговоров, видеофильмов, компьютерных программ и т.п.

Противники М.Гельмана обвиняли его в том, что выставка была организована в угоду или по заказу Анатолия Чубайса, чтобы дискредитировать начатую против него "войну компроматов" в СМИ, принадлежащих Борису Березовскому и Владимиру Гусинскому.

С 1997 года - соиздатель (вместе с Г.Павловским) ежемесячного публицистического журнала "Пушкин".

В 1999 году был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.

С конца 2000 года участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление "Медиасоюза" и возглавил в нем в 2001 году гильдию интернета.

В 2001 году, по приглашению С.Кириенко, возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Во втором туре Скляров проиграл Геннадию Ходыреву.

В мае 2002 года отказался от своего пакета акций Фонда эффективной политики ("ФЭП превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента России... Это делает для меня участие в ФЭПе бессмысленным, и в некоторых случаях вредным", - заявил он в одном из интервью.

В июне 2002 году был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ - руководителем аналитической дирекции телеканала.

В 2003 году курировал - как считается, от Владислава Суркова, - проект блока Сергея Глазьева (на этапе, когда он еще не стал "Родиной", а назывался "Товарищ").

16 февраля 2004 подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО "Первый канал", заявив, что "Первый канал" и нынешняя власть больше не нуждаются в его "интеллектуальном обслуживании" ("Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой").

На президентских выборах на Украине в 2004 года работал политтехнологом в кампании Виктора Януковича против Виктора Ющенко ("Если Ющенко станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением").

Летом 2005 года вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР; лидер - Владимир Кишенин).

Весной 2006 года был автором идеи Союза "Интернационал". Осенью 2006 года вышел из СДПР.

В 2008 году при поддержке Сергея Гордеева, представителя в Совете Федерации от администрации Пермского края, Марат Гельман провел в Перми этапную для него как для куратора выставку "Русское бедное". За месяц работы выставки её посетили 45 000 человек, после чего по просьбам горожан она была продлена ещё на месяц.

После выставки, Марат Гельман получил и принял предложение возглавить Пермский музей современного искусства - ПЕРММ.

23 марта 2009 года Пермский музей современного искусства получил статус государственного краевого учреждения.

9 апреля 2010 года на заседании Общественной палаты РФ, членом которой он был избран, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы Юрия Лужкова. В следствии чего был исключён из Общественной палаты.

С июня 2010 года — руководитель проекта партии "Единая Россия" - "Культурный альянс". 7 октября 2010 года участвовал в телепрограмме Владимира Соловьёва "Поединок".

С 2011 года — член градостроительного Совета Фонда "Сколково".

В апреле 2012 года Марат Гельман, вместе с двумя другими ведущими российскими галеристами Еленой Селиной и Айдан Салаховой, объявил о переформатировании галерейной деятельности. В случае с галереей Гельмана это закончилось её закрытием. Основной причиной такого шага Гельман назвал сворачивание рынка современного искусства в России, связанное в общей нестабильностью политической и экономической ситуации.

В октябре 2012 года на месте закрытой галереи на Винзаводе открылась новая выставочная площадка Марата Гельмана — продюсерский центр "Культурный Альянс". Площадка специализируется на показе в Москве искусства из российских регионов и стран СНГ — здесь уже прошли выставки, давшие актуальный срез искусства Казахстана, Ижевска, Перми.

В 2012 году Гельман расторг сотрудничество с властью и партией "Единая Россия".

В июне 2013 года, после череды скандалов, Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. Сам Гельман основной причиной увольнения назвал цензуру.


Сейчас политтехнолог, арт-менеджер и галерист Марат Гельман говорит, что уже много лет не занимается политикой. Тем не менее, позволяет себе острые высказывания в адрес существующего в России политического строя и президента РФ, что сказалось на его работе на родине. "У меня было несколько проектов, но в Администрации президента сказали моим партнерам, что со мной нельзя иметь дело, так как я позволяю себе жесткие высказывания в адрес "светлейшего", - говорит Гельман.

В итоге он вместе с семьей уехал в Черногорию, где помогает властям этой страны выстраивать культурную политику. Временная эмиграция не мешает Гельману быть в курсе ситуации в России и публично комментировать политику Путина, войну в Донбассе и западные санкции. В своем последнем интервью он крайне резко критиковал внешнюю политику президента Путина.

Доходы

Владеет квартирой на Остоженке 160 кв.м.( сведений о другом имуществе нет).

Скандалы, слухи

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Марат Гельман и уничтожены 20 работ грузинского художника Александра Джикии.

Марат Гельман заявил по этому поводу: "Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно".

Также в августе 2008 года Марат Гельман сообщил в своём ЖЖ, что ему по телефону угрожала "смертью" "героиня одного из постов": комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок, жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

Многочисленными скандалами закончилось пребывание Гельмана по посту директора музея современного искусства в Перми.

В 2010 году исполняющему обязанности начальника ГУВД по Пермскому краю Юрию Горлову не понравилась серия работ авангардного художника Григория Ющенко на тему будней стражей правопорядка. Начальник пермской милиции, увидев выставку, очень обиделся и обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку по факту нарушения порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (в данном случае – флага). В феврале 2011 года дело рассматривалось в мировом суде, и было закрыто за отсутствием состава административного правонарушения.

Летом 2012 года в музее современного искусства проходила выставка современного искусства Казахстана "Лицо невесты". "Выставка открывает современное искусство Казахстана российской публике. Название выставки сравнивает это важное событие в культурной жизни обоих стран с волнующим моментом казахской свадьбы, обрядом Беташар – поднятием покрывала, скрывающего лицо невесты", – сообщалось в презентации. На деле же в видеоинсталляциях были показаны всевозможные части тела, только не лицо. Особенно посетителям запомнились "Любовные скачки", которые по формату содержимого находились на грани эротики и порнографии.

Не обошлось и без оскорбления чувств верующих. По признанию пермской блогосферы, одной из самых обидных им показалась выставка "Родина". Там было сразу несколько инсталляций на тему христианства: православный храм из медицинских клизм, бюстгалтеры в виде куполов. "Гельман, это государство выделяет деньги на такие проекты? Кто эти клизмы финансирует? Как минимум дистрибуцию этих клизм. Как вы сами-то думаете – государству необходимы такие произведения современного искусства? Оно должно это финансировать?" – пишет Валерий Павлов.

Однако, оказалось, что представители РПЦ отнеслись к данному творению вполне лояльно. Намного больше их оскорбило граффити на ВКИУ, изображающее "языческих богов", так как сто лет назад в помещении располагалась духовная семинария.

Весной 2011 года, когда активно велась подготовка к первому фестивалю "Белые ночи в Перми", создателей проекта решили подловить на плагиате. Интернет–пользователи сравнили двуликий лого "БН" с логотипом операционной системы Mac Os.

Сатирическая выставка красноярского художника Василия Слонова на "Белых ночах-2013" вызвала массу противоречивых эмоций у посетителей экспозиции. Его полотна носили провокационный характер: матрешка-граната, топор, воткнутый в березу, из которой течет кровь, Чебурашка в виде монстра и многое другое. Всё это сопровождалось надписью "Welcome to Sochi 2014".

Все эти работы не вызывали особой агрессии у пермяков, пока их не увидела спортивная элита, посетившая Пермь 5 июня в рамках "Огня Универсиады". Спортсмены были в бешенстве, на следующий день картины убрали. А спустя несколько недель провокация привела к увольнению галериста.


Пермская пресса много писала о неоправданных тратах из областного бюджета на музей. Так, за 2010 год Музею современного искусства выписали бюджетных субсидий в сумме 72 млн 592,2 тыс. рублей, а в 2011-м – 65 млн 745,1 тыс. рублей. Причем в прошлом году субсидии были освоены лишь на 82,3%, однако остаток в размере 12,8 млн рублей возвращен в казну не был.

Поделиться: